Взносы уменьшающие налоги ИП без работников теперь не включают 1%

Ответить
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Взносы уменьшающие налоги ИП без работников теперь не включают 1%

Сообщение Irina »

"Фиксированные" взносы, уменьшающие налоги ИП без работников, теперь не включают 1%
В письме от 06.10.15 № 03-11-09/57011 Минфин ответил на вопросы ФНС о возможности уменьшении ЕНВД и налога по УСН с объектом "доходы" на сумму взносов ИП в виде 1% от суммы превышения годового дохода над суммой 300 тысяч рублей в зависимости от наличия или отсутствия у ИП наемных работников.
ФНС в своем запросе от 27 июля 2015 года N ЕД-4-3/13088@, адресованном в Минфин, отметила: поскольку на ИП, производящего выплаты физлицам, возложена обязанность уплачивать страховые взносы не только за работников, но и за себя в ПФ и в ФФОМС, то, по мнению ФНС, данный налогоплательщик имеет право уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) и на сумму уплаченных взносов, исчисленных как 1% от суммы дохода, превысившего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом применяется ограничение в виде 50% от суммы исчисленного налога. ФНС спросила, верен ли такой подход.
В ответ Минфин решил усложнить жизнь тем ИП, которые работают в одиночку.
НК установлено, что налоги ИП без работников вправе уменьшать на сумму уплаченных за себя взносов в фиксированном размере.
Не далее как в мае текущего года ведомство разъясняло, что под фиксированным размером взносов ИП понимается вся сумма, подлежащая уплате ИП за себя, за расчетный период с учетом дохода - в понятие "фиксированный платеж" включаются взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей.
То же самое Минфин говорил и намного ранее - почти сразу после введения данной системы исчисления взносов, и до сих пор не менял свою точку зрения.
Однако в новом письме ведомство высказало диаметрально иной подход: фиксированным размером признается размер взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ на количество месяцев в году и тарифов взносов в ПФ и ФФОМС.
При этом сумма взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 тысяч рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика взносов.
Таким образом, на взносы в размере 1% от превышения дохода ИП без работников суммы налогов (ведомство в данном случае сказало о налоге по УСН "доходы") не уменьшают.
При этом ИП на УСН "доходы", производящие выплаты физлицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей) на уплаченные взносы в ПФ и ФФОМС (а также в ФСС за работников) как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50%, указал Минфин.
В отношении таких ИП оговорка "в фиксированном размере" в НК отсутствует, не упоминает ее в отношении них и Минфин.
Значит, можно сделать вывод, что ИП с работниками могут использовать в уменьшение налога по УСН "доходы" также и взносы в размере 1% с превышения доходов над суммой в 300 тысяч. Здесь
Минфин, по-видимому, согласен с ФНС.
Также ведомство указало, что при УСН можно уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2015 года N 03-11-09/57011
[О порядке применения упрощенной системы налогообложения]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 27.07.2015 N ЕД-4-3/13088@ о порядке применения упрощенной системы налогообложения и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.
При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона N 212-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере, установленном пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как указывается в письме Минтруда России от 21 ноября 2014 года N 17-3/10/В-7842, в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя в случае, если величина его дохода за расчетный период превышает 300000 рублей, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (26 процентов), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (5,1 процента), увеличенное в 12 раз.
Таким образом, фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение минимального размера оплаты труда на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50 процентов.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, на указанную сумму взносов сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса, учитываться не должна.
При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате страховых взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.
Директор Департамента
И.В.Трунин
Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 июля 2015 года N ЕД-4-3/13088@
О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов просит дать разъяснение по вопросу правомерности уменьшения сумм исчисленного индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), на уплаченные страховые взносы, исчисленные как один процент от суммы дохода, превысившего 300000 рублей за расчетный период.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в фиксированном размере.
Согласно абзацу 3 пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму ЕНВД на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.
При этом вышеназванные налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы соответствующего налога.
В письме Минфина России от 17.02.2015 N 03-11-11/7071 обращено внимание, что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере (фиксированных платежей) в части уплаты одного процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, установленный частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В письме Минтруда России от 10.10.2014 N 17-4/ООГ-867 разъяснено, что плательщиками страховых взносов на основании части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ) и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели) (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
При этом частью 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 упомянутой статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу своих работников (статья 7 Федерального закона N 212-ФЗ), а также страховые взносы за себя в ПФР и ФФОМС в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса предусмотрено, что вышеуказанная категория налогоплательщиков уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку на индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность уплачивать страховые взносы не только за работников, но и за себя в ПФР и в ФФОМС в порядке, установленном статьей 14 Закона N 212-ФЗ, то, по мнению ФНС России, данный налогоплательщик имеет право уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) и на сумму уплаченных страховых взносов, исчисленных как один процент от суммы дохода, превысившего 300000 рублей за расчетный период.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 Кодекса расходов более чем на 50 процентов.
Одновременно просим согласовать позицию ФНС России, заключающуюся в том, что налогоплательщики, уплатившие сумму страховых взносов, исчисленную как один процент от суммы дохода, превысившего по итогам 2014 года 300000 рублей, например, в мае 2015 года, вправе уменьшить сумму исчисленного за второй квартал 2015 года ЕНВД (налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением УСН за 2015 год) на уплаченную во втором квартале 2015 года сумму страховых взносов в размере одного процента от суммы дохода, превысившего 300000 рублей по итогам 2014 года.
Действительный государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров
Ответить