Кассовая дисциплина в 2017 году

Ответить
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Кассовая дисциплина в 2017 году

Сообщение Irina » 14 ноя 2016, 21:57

В 2017 году контрольно-кассовую технику обязаны применять на территории РФ все организации и ИП при осуществлении наличных расчетов.
Исключением из правила, в этом случае, являются компании и предприниматели:
на патенте;
на ЕНВД (виды деятельности, предусмотренные п.2 ст. 346.26 НК РФ);
выполняющие работы, оказывающие услуги населению;
торговля с использованием торговых автоматов.
Данные категории обязаны при совершении операции выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств.
Льгота действует до 01.07.2018 года, дальше- как все.

Основное правило, которое необходимо выполнить для соблюдения кассовой дисциплины в 2017 году, это обновление старой контрольно-кассовой техники на новое онлайн оборудование, которое позволит ИФНС в режиме рабочего времени наблюдать кассовые операции организации (ИП).
Можно не покупать новую контрольно-кассовую технику, если модернизировать старую, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель.
ККТ зарегистрированное до 01.02.2017 года возможно использовать до 01.07.2017 года.

Кассовая дисциплина в 2017 году считается нарушенной, если:
Превышен лимит остатка кассы, утвержденный распоряжением (приказом) по организации;
Превышен лимит расчетов наличными- 100.000,00 руб. как между юридическими лицами, так и ИП (для физических лиц лимит не установлен);
Несвоевременно и не в полной мере оприходована выручка;
Не выдается кассовый чек или бланк строгой отчетности, в т.ч. в электронном формате (при поступлении запроса от покупателя или при осуществлении расчетов в сети «Интернет»);
Контрольно-кассовая техника не отвечает установленным законом требованиям;
Фактический остаток в кассе разнится с суммой, указанной в документах.

Штрафные санкции в 2017 году
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ - за совершение кассовых операций без ККТ:
на должностное лицо, штраф от ¼ до ½ от суммы расчета без ККТ (min 10.000 руб.);
на организацию (ИП), штраф от ¾ до 1 суммы расчета без ККТ (min 30.000 руб.).
В соответствии с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ - за совершение кассовых операций с ККТ не отвечающих требованиям, а также за нарушение сроков и порядка регистрации:
на должностное лицо, предупреждение или штраф от 1.500 до 3.000 руб.;
на организацию (ИП), предупреждение или штраф от 5.000 до 10.000 руб.
В соответствии с ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ - за отсутствие кассового чека или бланка строгой отчетности:
на должностное лицо, предупреждение или штраф 2.000 руб.;
на организацию (ИП), предупреждение или штраф 10.000 руб.

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

При выдаче и возврате займов наличными ККТ не применяется

Сообщение Irina » 20 фев 2017, 15:42

При выдаче и возврате суммы займа не нужно использовать контрольно-кассовую технику.
ККТ применяется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Расчеты — это прием или выплата денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ).
Что касается отношений по договору займа, то они с оказанием услуг не связаны.
Отношения, возникающие между займодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством.
Оно рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом (в данном случае — деньгами).
В связи с этим расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 декабря 2016 г.
N ЕД-4-20/24495
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно- кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2011 N 03-01-15/3-51 отношения, возникающие между займодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Как ИП правильно расходовать наличную выручку?

Сообщение Irina » 29 апр 2017, 22:08

Предприниматель вправе расходовать наличную выручку только на конкретные цели.

Нельзя, например, расходовать наличную выручку на оплату аренды недвижимого имущества; организацию азартных игр; операции с ценными бумагами; выдачу займов.
Как быть, если ИП должен оплатить аренду помещения?
Обратимся к Указаниям Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У, в которых четко указано, что для таких целей надо сначала снять выручку из банка со своего счета, а уже потом тратить ее на определенные цели.
Можно использовать банковскую карту, которая оформляется на физическое лицо.

Новые кассы для предпринимателя
В 2017 году применять онлайн кассы ИП обязан в том случае, если он не оказывает услуги населению.
Если предприниматель на УСН и ведет торговлю, то уже с 1 июля 2017 года он будет использовать кассу нового образца.
Предприниматели на ЕНВД и патенте будут освобождены от новых касс до 1 июля 2018 года.
А вот если ИП торгует алкоголем, то независимо от системы налогообложения он обязан применять новые кассы уже с 31 марта 2017 года.

Кассовая дисциплина для предпринимателя в 2017 году

ИП, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать
Пункт 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У (ред. от 03.02.2015 г.) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Другими словами, предприниматели и компании малого бизнеса вправе не разрабатывать и не утверждать лимит кассы.

В связи с введением в жизнь новых касс облегчается работа кассира.
Не надо теперь ежедневно делать записи и вести журнал кассира-операциониста.
Этот журнал уходит в прошлое.
Не надо бояться потерять бумажный чек (документ), потому что есть онлайн-чек.

Для предпринимателя весь порядок ведения кассовых операций описан в Указаниях Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У.

Можно не выписывать расходные и приходные кассовые ордеры.
Как отмечено в подпункте 4.6 пункта 4 Указаний, если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга ими может не вестись.

Если у ИП есть работники, им выплачивается зарплата и выдаются денежные средства в подотчет, то лучше выписывать расходные и приходные кассовые ордеры (это поможет не допустить ошибку в расчетах).
А если у ИП нет наемных работников, и денежные средства напрямую идут на счет ИП, то не надо выписывать лишние кассовые документы.
А если предприниматель применяет УСН, тогда он ведет Книгу учета доходов и расходов, в которой он отражает всю поступающую выручку и расходы.

Если предприниматель взял средства из кассы на личные нужды, то записывать в Книгу УДиР не надо эти суммы, потому что они расходом не признаются.

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Кассовые операции – по новым правилам c 19.08.2017

Сообщение Irina » 14 авг 2017, 21:10

С 19.08.2017 внесены изменения в Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Порядок).
С указанной даты утратил силу абзац 3 подпункта 6.3 Порядка.
Тем самым отменен запрет выдавать подотчетные суммы при наличии задолженности у подотчетного лица.
Теперь можно будет выдавать наличные под отчет, даже если у подотчетного лица не погашена задолженность по ранее полученной сумме.
Кроме того, организации, а также предприниматели, оформляющие кассовые документы, смогут составлять приходный кассовый ордер и расходный кассовый ордер в электронной форме, после формирования онлайн-кассой фискальных документов.

Указание Центрального банка РФ
№4416-У от 19.06.2017
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗАНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 11 МАРТА 2014 ГОДА N 3210-У
"О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"

1. На основании статьи 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669) внести в Указание Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 года N 32404, 19 февраля 2015 года N 36103, следующие изменения.
1.1. В пункте 4:
подпункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем двадцать седьмым статьи 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3599; 2010, N 31, ст. 4161; 2011, N 27, ст. 3873; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 19, ст. 2316; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 19, ст. 2316; 2015, N 10, ст. 1421; 2016, N 27, ст. 4223).
Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) на наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), оформляет отдельный приходный кассовый ордер 0310001.
Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.";
абзац первый подпункта 4.4 дополнить словами ", при оформлении кассовых документов на бумажном носителе";
в подпункте 4.6:
в абзаце третьем слово "кассиром" исключить;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге 0310004, и заверяет записи в кассовой книге 0310004 подписью.";
абзац третий подпункта 4.7 после слов "ст. 3477" дополнить словами "; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889) (далее - электронная подпись".
1.2. В пункте 5:
в подпункте 5.1:
абзац первый после слов "(при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и" дополнить словами "при оформлении приходного кассового ордера 0310001 на бумажном носителе -";
абзац пятый дополнить предложением следующего содержания: "При оформлении приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты.";
третье предложение абзаца шестого изложить в следующей редакции: "Приходный кассовый ордер 0310001 кассир перечеркивает (в случае оформления приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде - проставляет отметку о необходимости переоформления приходного кассового ордера 0310001) и передает (направляет) главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) для переоформления приходного кассового ордера 0310001 на фактически вносимую сумму наличных денег. ";
подпункт 5.2 признать утратившим силу.
1.3. В пункте 6:
первое предложение абзаца первого подпункта 6.1 после слов "(при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и" дополнить словами "при оформлении указанных документов на бумажном носителе -";
абзац первый подпункта 6.2 дополнить предложением следующего содержания: "В случае оформления расходного кассового ордера 0310002 в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись.";
в подпункте 6.3:
абзац первый после слов "расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно" дополнить словами "распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо";
абзац третий признать утратившим силу.
2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С.НАБИУЛЛИНА

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Re: Кассовая дисциплина в 2017 году

Сообщение Irina » 14 авг 2017, 21:18

Нужен кассовый чек или нет?
Контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется при расчете, в частности – при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ, так как пользование денежными средствами не является оказанием услуг. В то же время при реализации заложенного имущества применять ККТ обязательно.
Письмо
Министерства финансов РФ
№03-01-15/44763 от 13.07.2017
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов; расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Письмом Минфина России от 10.05.2011 N 03-01-15/3-51 сообщается, что отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.
Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда заимодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.
При этом отмечаем, что Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено особых условий применения ККТ при реализации заложенного имущества.
Таким образом, при реализации заложенного имущества в соответствии с положениями Федерального закона N 54-ФЗ ККТ должна применяться.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Типовые правила эксплуатации ККМ можно не применять

Сообщение Irina » 21 авг 2017, 10:26

При использовании онлайн-ККТ не требуется следовать типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин, т.к. эти правила не относятся к действующему законодательству о применении ККТ.
Типовые правила эксплуатации ККМ, среди прочего, предусматривали составление ряда отчетов:
- справка-отчет кассира-операциониста;
- журнал кассира-операциониста;
- сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации;
- акт о проверке наличных денежных средств кассы;
- журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ.
Ранее Минфин разъяснял, что эти унифицированные формы не являются обязательными к применению для пользователей онлайн-касс.
Вопрос:
С 15.07.2016 начала действовать новая редакция Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", регламентирующая порядок применения новой ККТ. При этом продолжают применяться (в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ) Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, которые утверждены Минфином России 30.08.1993 N 104.
Вышеуказанными Типовыми правилами при эксплуатации ККТ предусмотрено составление следующих отчетных документов.
1. Акт о переводе суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (п. 2.5 Типовых правил).
2. Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (п. 2.6 Типовых правил).
3. Журнал кассира-операциониста (п. 3.4 Типовых правил).
4. Справка-расчет кассира-операциониста (п. 3.4 Типовых правил).
5. Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (п. 3.5 Типовых правил).
6. Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) (п. 4.3 Типовых правил).
7. Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (п. 4.5 Типовых правил).
8. Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (п. 6.3 Типовых правил).
9. Акт о проверке наличных денежных средств кассы.
В Письмах Минфина России от 25.01.2017 N 03-01-15/3482 и от 16.09.2016 N 03-01-15/54413 содержатся разъяснения о необязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Вправе ли организации при применении ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, не оформлять все перечисленные выше отчетные документы, установленные Типовыми правилами?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 июля 2017 г. N 03-01-15/46715

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение АО и по вопросам применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Федерального закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30.08.1993 N 104, были разработаны в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1).
При этом Закон N 5215-1 признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона N 54-ФЗ.
Учитывая изложенное, Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30.08.1993 N 104, не относятся к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежат обязательному применению.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с информацией Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН

Ответить