О выдаче кассового чека (БСО) при безналичных расчетах, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем (клиентом).
При осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, когда не используются устройства, обеспечивающие дистанционное взаимодействие участников расчетов, требуется кассовый чек. Он должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
Письмо
Министерства финансов РФ
№03-01-15/47638 от 09.07.2018
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
При этом при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ
Безналичные расчеты без взаимодействия продавца и покупателя и кассовые чеки
Реквизит чека «форма расчетов» можно не менять до июля 2019 года
С декабря прошлого года изменено наименование реквизита «форма расчетов», который используют в кассовых чеках при безналичных расчетах. Вместо «электронными» указывают «безналичными» (Федеральный закон от 03.07.2018 г. № 192-ФЗ).
Письмо
Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-20/24850@ от 20.12.2018
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ФОРМАТОВ ФИСКАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЧАСТИ УКАЗАНИЯ ФОРМЫ РАСЧЕТОВ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами о правилах указания в кассовых чеках и бланках строгой отчетности реквизита "форма расчетов" и в целях методологического обеспечения работы налоговых органов в части осуществления контроля за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ) сообщает следующее.
Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе в пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", в части указания на кассовом чеке или бланке строгой отчетности реквизита "форма расчета", а именно: оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке.
В соответствии с изменениями указанного акта федерального законодательства приказом ФНС России от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@" корреспондирующие поправки были внесены в наименования тегов 1138 и 1081.
Данные изменения вступили в силу 1 декабря 2018 года.
Таким образом, с вышеназванной даты пользователям необходимо при отражении тега 1081 в кассовом чеке или бланке строгой отчетности указывать заголовок "БЕЗНАЛИЧНЫМИ" вместо "ЭЛЕКТРОННЫМИ".
Вместе с тем, ФНС России обращает внимание на следующее.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Учитывая изложенное, до 1 июля 2019 года ККТ в обязательном порядке применяется при безналичных расчетах только при условии использования электронных средств платежа, что по факту соответствует заголовку реквизита по тегу 1081 "ЭЛЕКТРОННЫМИ", поскольку в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа представляют собой средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологии, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Кроме этого, изменению подлежат только наименования тегов 1081 и 1138 без изменения правил их отражения и условий заполнения, например, форма расчета (как в виде тега с наименованием "ЭЛЕКТРОННЫМИ", так и наименованием "БЕЗНАЛИЧНЫМИ") указывается при поступлении денежных средств на расчетный счет пользователя.
Таким образом, указание в кассовом чеке наименования "ЭЛЕКТРОННЫМИ" до 1 июля 2019 года при осуществлении пользователем безналичных расчетов, как с использованием электронных средств платежа, так и без их использования, не может рассматриваться как нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники ввиду отсутствия у пользователя вышеуказанной обязанности применения ККТ при безналичных расчетах без использования электронных средств платежа.
В связи с вышеизложенным, ФНС России считает допустимым изменение пользователем наименования реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности) с "ЭЛЕКТРОННЫМИ" на "БЕЗНАЛИЧНЫМИ" в срок до 1 июля 2019 года. Такое изменение может быть осуществлено одновременно при обновлении пользователем версии фискальных документов с 1.0 на 1.05, изменении ставки НДС, замены фискального накопителя и т.д.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Действительный государственный советник РФ 2-го класса Д.В.ЕГОРОВ
Письмо
Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-20/24850@ от 20.12.2018
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ФОРМАТОВ ФИСКАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЧАСТИ УКАЗАНИЯ ФОРМЫ РАСЧЕТОВ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами о правилах указания в кассовых чеках и бланках строгой отчетности реквизита "форма расчетов" и в целях методологического обеспечения работы налоговых органов в части осуществления контроля за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ) сообщает следующее.
Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе в пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", в части указания на кассовом чеке или бланке строгой отчетности реквизита "форма расчета", а именно: оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке.
В соответствии с изменениями указанного акта федерального законодательства приказом ФНС России от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@" корреспондирующие поправки были внесены в наименования тегов 1138 и 1081.
Данные изменения вступили в силу 1 декабря 2018 года.
Таким образом, с вышеназванной даты пользователям необходимо при отражении тега 1081 в кассовом чеке или бланке строгой отчетности указывать заголовок "БЕЗНАЛИЧНЫМИ" вместо "ЭЛЕКТРОННЫМИ".
Вместе с тем, ФНС России обращает внимание на следующее.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Учитывая изложенное, до 1 июля 2019 года ККТ в обязательном порядке применяется при безналичных расчетах только при условии использования электронных средств платежа, что по факту соответствует заголовку реквизита по тегу 1081 "ЭЛЕКТРОННЫМИ", поскольку в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа представляют собой средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологии, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Кроме этого, изменению подлежат только наименования тегов 1081 и 1138 без изменения правил их отражения и условий заполнения, например, форма расчета (как в виде тега с наименованием "ЭЛЕКТРОННЫМИ", так и наименованием "БЕЗНАЛИЧНЫМИ") указывается при поступлении денежных средств на расчетный счет пользователя.
Таким образом, указание в кассовом чеке наименования "ЭЛЕКТРОННЫМИ" до 1 июля 2019 года при осуществлении пользователем безналичных расчетов, как с использованием электронных средств платежа, так и без их использования, не может рассматриваться как нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники ввиду отсутствия у пользователя вышеуказанной обязанности применения ККТ при безналичных расчетах без использования электронных средств платежа.
В связи с вышеизложенным, ФНС России считает допустимым изменение пользователем наименования реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности) с "ЭЛЕКТРОННЫМИ" на "БЕЗНАЛИЧНЫМИ" в срок до 1 июля 2019 года. Такое изменение может быть осуществлено одновременно при обновлении пользователем версии фискальных документов с 1.0 на 1.05, изменении ставки НДС, замены фискального накопителя и т.д.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Действительный государственный советник РФ 2-го класса Д.В.ЕГОРОВ
Онлайн-кассы: осуществление расчетов по «безналу»
ФНС России объяснила, как использовать онлайн-кассы при безналичных расчетах и передавать информацию в ИФНС.
Письмо
Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-20/22775 от 23.11.2018
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 01.08.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что положениями статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.
Таким образом, организация (индивидуальный предприниматель) направляет кассовый чек на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (индивидуальным предпринимателем) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, а также расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, применяется только при указанных расчетах.
При этом согласно позиции, содержащейся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 12.10.2017 № 03-01-15/66780 и от 21.06.2018 N 03-01-15/42668, при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 Федерального закона № 54-ФЗ оператор фискальных данных обязан самостоятельно и на постоянной основе осуществлять обработку фискальных данных в режиме реального времени в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также осуществлять ежедневную передачу в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники и по которым не получено подтверждение о принятии налоговым органом, включая каждый фискальный документ, не позднее 24 часов с момента получения таких фискальных данных.
При этом законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не установлено иных временных рамок по обработке и передаче фискальных данных в налоговые органы, в том числе в период пиковых нагрузок при осуществлении обработки фискальных данных о расчетах, совершенных в сети Интернет.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
Письмо
Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-20/22775 от 23.11.2018
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 01.08.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что положениями статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.
Таким образом, организация (индивидуальный предприниматель) направляет кассовый чек на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (индивидуальным предпринимателем) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, а также расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, применяется только при указанных расчетах.
При этом согласно позиции, содержащейся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 12.10.2017 № 03-01-15/66780 и от 21.06.2018 N 03-01-15/42668, при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 Федерального закона № 54-ФЗ оператор фискальных данных обязан самостоятельно и на постоянной основе осуществлять обработку фискальных данных в режиме реального времени в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также осуществлять ежедневную передачу в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники и по которым не получено подтверждение о принятии налоговым органом, включая каждый фискальный документ, не позднее 24 часов с момента получения таких фискальных данных.
При этом законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не установлено иных временных рамок по обработке и передаче фискальных данных в налоговые органы, в том числе в период пиковых нагрузок при осуществлении обработки фискальных данных о расчетах, совершенных в сети Интернет.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Д.В.ЕГОРОВ