Специальная оценка условий труда вместо аттестации раб. мест

Все о РСВ и расчетах с фондами
Ответить
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Специальная оценка условий труда вместо аттестации раб. мест

Сообщение Irina »

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Согласно внесенным изменениям ч. 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ утратила силу (подп. "г" п. 4 ст. 13 Закона N 421-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для:
- предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ,
- для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР,
- расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме:
- надомников,
- дистанционных работников
- тех, кто трудится у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих.
Ранее в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).
По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Ранее в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.
Новым является установление в ст. 14 Закона N 426-ФЗ классификации условий труда.
По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно).
В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов).
В ст. 14 разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона.
Часть 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юридических лиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г.
Они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юридических лиц - от 60 до 80 тыс. руб.).
Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ.
Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).

Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Декларация о специальной оценке рабочих мест на регистрации

Сообщение Irina »

Компаниям и предпринимателям теперь надо сдавать декларацию о специальной оценке рабочих мест

На регистрации в Минюсте России находится новая форма отчетности – декларация соответствия условий труда государственным требованиям.
Сдавать такой отчет надо будет в трудовую инспекцию по местонахождению компании
В отчете компаниям и предпринимателям надо приводить данные о рабочих местах. На которых не найдены вредные и опасные условия труда. Декларацию необходимо сдать один раз – после того, как будет проведена специальная оценка труда.

Организации, которые провели у себя аттестацию рабочих мест, могут пока не заниматься специальной оценкой.
Результаты аттестации действуют в течение пяти лет, но максимум до 31 декабря 2018 года включительно.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 февраля 2014 года № 80н
О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Российская газета, 30 декабря 2013 г., № 295) приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны согласно приложению № 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению № 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.



Министр
М.А. Топилин




ПОРЯДОК
подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, оформляемого по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации может служить ее несоответствие утвержденной согласно приложению № 1 форме.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации обеспечивает ее возвращение работодателю с указанием причин возврата посредством почтовой связи.

9. В случае устранения основания, послужившего отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию в порядке, установленном пунктами 2 – 4 настоящего Порядка в срок не позднее шести месяцев со дня отказа в принятии декларации.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

11. Действия (бездействие) должностных лиц государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком могут быть обжалованы в судебном порядке.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Re: Специальная оценка условий труда вместо аттестации раб.

Сообщение Irina »

Компании пока не обязаны проводить специальную оценку условий труда

До тех пор, пока в Минюсте не зарегистрирован нормативный акт, устанавливающий требования к специальной оценке условий труда, проверяющие не праве требовать от компании проводить такую процедуру.
Требования провести аттестацию рабочих мест также являются необоснованными, поскольку аттестация отменена законом.
Об этом сообщил Минтруд России на своем официальном сайте.
До утверждения методики ГИТ не вправе требовать от работодателей проведения специальной оценки условий труда
В настоящее время Методика, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, находится на регистрации в Минюсте РФ.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Когда вредные условия труда не приводят к уплате доп. взносо

Сообщение Irina »

Дополнительные страховые взносы не надо платить, если сотрудники заняты на работах, которые не дают права на досрочную пенсию.
При этом не важно, являются ли условия труда вредными, согласно специальной оценке или аттестации рабочих мест.
С выплат, которые начислены после даты отчета о специальной оценке, начислять дополнительные взносы не надо.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2014 года № 17-3/В-113
Департамент развития социального страхования совместно с Департаментом условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), и сообщает следующее.
1. Если работник не занят на работах с особыми условиями труда.
Исходя из положений частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 211-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-Ф3).
Таким образом, если работник не занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются, независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
2. Окончание аттестации рабочих мест по условиям труда оформлено после 01.01.2014.
В связи с тем, что в соответствии со статьями 12, 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательны^ акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ) с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут.
3.5. У организации имеются актуальные результаты аттестации только части рабочих мест.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации части рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.
Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места класса условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.
Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
4. О возможности не применения результатов аттестации рабочих мест.
Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, применяются только теми плательщиками, которые имеют результаты специальной оценки или аттестации рабочих мест. Для тех категорий плательщиков, которые не имеют результатов специальной оценки или аттестации рабочих мест, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, принимая во внимание положения части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ, в случае если у плательщика имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1- 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными, то данный плательщик обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат таким работникам в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
6. О дате, с которой применяются результаты специальной оценки условий труда.
Исходя из положений части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных в упомянутых частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.
Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения ответа до конца месяца.
7.8. Если работник в течение месяца работает на различных рабочих местах.
В случае, если работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3, в течение месяца занят на нескольких рабочих местах, в отношении которых установлены различные классы (подклассы) условий труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда или же отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным частями 1, 2 или 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные и праздничные дни) в месяце.
9. О начислении страховых взносов по дополнительным тарифам при работе по совместительству.
Согласно статье 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Таким образом, работа по совместительству выполняется работников на основании отдельного трудового договора, то есть в рамках отдельных трудовых отношений.
На выплаты, производимые в пользу работника за выполнение работ, не поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173- ФЗ, на условиях совместительства, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам не начисляются.
Директор департамента
Л.Ю. Чикмачева
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Доптариф в 2014 году

Сообщение Irina »

Доптариф по неподтверждённым подклассам вредности условий труда

Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579

Если степень (подкласс) вредности условий труда рабочего места, аттестованного до 2014 г., нельзя документально подтвердить, то в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, равный 7 процентам.
Из ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ следует, что если до указанной даты в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения этой аттестации, за исключением тех случаев, когда возникают основания для проведения внеплановой спецоценки.
Результаты проведенной аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Минтруд России уточнил, что при определении дополнительных тарифов на основании результатов аттестации рабочих мест следует учитывать только класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки их соответствия нормам условий труда.
Их отнесение к такому классу (подклассу) можно подтвердить, представив карту аттестации рабочего места по условиям труда и сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации.
Если в результате аттестации рабочего места условия труда отнесены к вредному классу, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов в размере от 2 до 7 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Однако если налогоплательщик не может документально подтвердить степень их вредности, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4.
Irina
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 10:49

Утверждена форма декларации соответствия условий труда норма

Сообщение Irina »

Минтруд России утвердил форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок ее подачи (приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Приказ № 80н вступает в силу с 8 июня 2014 года.

Эту декларацию представляют работодатели, если по результатам спецоценки на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы (ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Декларация соответствия состоит из двух частей. Первая заполняется работодателем, в ней указываются:
• реквизиты работодателя:
• реквизиты организации, проводившей спецоценку;
• перечень рабочих мест, на которых не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
• дата ее составления.
Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется его печатью либо подписывается лично ИП.
После этого, декларация подается в территориальный орган Роструда по месту нахождения работодателя одним из трех способов:
• лично (руководителем организации, ИП или уполномоченным ими лицом);
• в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении;
• в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью при заполнении декларации на официальном сайте Роструда (на данный момент эта возможность не реализована).
В любом случае декларация должна быть направлена не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки на рабочих местах, в отношении которых она подается.
Территориальный орган Ростуда может не принять декларацию только в случае ее несоответствия установленной форме.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.
Вторую часть декларации заполняет территориальный орган Роструда, указывая сведения о регистрации декларации.
Ответить